altОбзор Speak & Spell (SACD + DVD) от сайта ixbt.com

alt
Лейбл:
Mute
Дата оригинального релиза:

19 марта 1990 года

Дата выхода переиздания:
3 апреля 2006 года
Дистрибьютор:
Gala Records

Сразу после триумфального концертного тура в поддержку альбома Music For The Masses Мартин Гор принялся за написание материала для нового альбома. Запись проходила в Милане (Италия) и Северной Дании. Продюссировать альбом был приглашен небезызвестный DJ Flood.

Звукорежиссерский пульт занял Франсуа Кеворкян.

И уже спустя чуть больше года после выступления в Пасадене (и, соответственно, через полгода после выпуска концертника 101) группа Depeche Mode порадовала своих поклонников первым синглом с нового альбома – им стала песня Personal Jesus. Сказать, что релиз имел успех – значит ничего не сказать. Двадцать третий британский сингл группы добрался до 13-й позиции в национальном чарте, значительный успех песня имела и за рубежом.

Интересный факт: среди поклонников Depeche Mode бытует легенда (уж не знаю, правда это или нет) о том, что для раскрутки сингла Personal Jesus музыканты разместили в газете объявление, в котором было написано Your own personal Jesus и указан номер телефона. И когда человек звонил по этому номеру, то на другом конце провода запускалась песня Personal Jesus.

Через пять месяцев после релиза Personal Jesus группа выпустила второй сингл – Enjoy The Silence. И – снова триумф, даже больший, чем у первого сингла. 6-я позиция в британских чартах, 10-я позиция за океаном в Billboard Hot 100.



Теперь, когда интерес к Depeche Mode вырос до предела, можно было выпускать и сам альбом. И уже спустя месяц после выхода сингла Enjoy The Silence на прилавках магазинов появился новый (седьмой по счету) лонгплей группы под названием Violator, который сразу и безоговорочно был признан лучшей работой Depeche Mode. Альбом расходился огромными тиражами, почти все песни с него быстро стали хитами, а концертный тур в поддержку альбома вызвал настоящий ажиотаж среди меломанов. Depeche Mode стали поп-звездами первой величины, и именно Violator окончательно закрепил за коллективом звание «королей синти-попа».

Давайте подробно пройдемся по трек-листу альбома.

1. World in My Eyes (04:26)
Первый трек открывают энергичные танцевальные биты, на фоне которых появляется довольно эффектная, но плохо запоминающаяся мелодия (впрочем, эта претензия относится только к куплетам). В целом номер выдержан в рамках техно-попа и представляет собой качественную высокопрофессиональную работу, в звучании которой сразу чувствуется влияние модных веяний того времени. Для «затравки» — очень даже неплохо. World in My Eyes – четвертый сингл с альбома Violator.

2. Sweetest Perfection (04:43)
А второй номер альбома уже являет нам Depeche Mode во всей красе. Мрачная напряженность первых куплетов сменяется пафосным синтезаторным переходом, после чего звучание разрастается и существенно утяжеляется, хотя основная вокальная линия остается неизменной. Исполняет песню Мартин Гор.

3. Personal Jesus (04:56)
Вот мы и подошли к одному из главных номеров альбома. Personal Jesus был очень смелым экспериментом для группы: Depeche Mode здесь впервые использовали гитары, таким образом вплотную приблизившись к рок-музыке. В основе трека — цепкий и энергичный гитарный рифф, на который наслаивается основная мелодия песни. Прибавьте к этому загадочные стихи, которые кто-то воспринял как антицерковную пропаганду, а кто-то, наоборот, как глубоко религиозный текст, и получите «рецепт» одной из самых ярких и успешных песен за всю творческую карьеру Depeche Mode. Впоследствии Personal Jesus была неоднократно перепета самыми разными музыкантами – свою кавер-версию этой песни сделал даже Мэрилин Мэнсон.

4. Halo (04:30)
И еще один танцевальный номер, выделяющийся характерными для Depeche Mode гармоническими оборотами и яркой мелодией. Ближе к концу песни появляются эффектные сэмплы струнных, а общее звучание становится более масштабным и атмосферным.

5. Waiting for the Night (06:07)
С моей точки зрения, это один из лучших номеров альбома. Великолепные стихи (яркий образец философской лирики Depeche Mode) стали основой для настоящего музыкального откровения! Поначалу звучание очень «темное» и сдержанное – в воображении сразу пояляется картина тихой безлунной ночи. Но не подумайте, что музыкальное содержание ограничивается пустой пейзажностью – перед нами глубокое и даже в некотором роде трагическое размышление. Тогда как припев с мягкими синтезаторными переборами и лиричным ансамблевым пением, отдаленно напоминающим The Beatles, вызывает ощущение просветленности и дарит слабую надежду, пусть и недостижимую, как звезды в небе…

6. Enjoy the Silence (06:12)
Самая известная песня в альбоме, да и вообще в творчестве Depeche Mode; «визитная карточка» коллектива. Чарующая мелодия и великолепные синтезаторные проигрыши перед куплетами производят незабываемое впечатление, как, впрочем, и философские стихи – это еще одна (наряду с Waiting for the Night и Personal Jesus) поэтическая вершина Мартина Гора. Именно на Enjoy the Silence был снят самый известный клип Depeche Mode. В нем режиссер Антон Корбийн (постоянный клипмейкер группы) нарядил Дэйва Гаана в королевкую мантию и корону и отправил гулять в одиночестве по горам и полям – в поисках тишины.

Между песнями Enjoy the Silence и Policy of Truth записан скрытый трек, получивший название Crucified или «Интерлюдия 2» (по аналогии с «Интерлюдией 1» — Mission Impossible на альбоме Music For The Masses). Самостоятельной ценности этот номер не представляет, но в качестве перехода между треками – вполне сгодится.

7. Policy of Truth (04:55)
Довольно стандартный трек Depeche Mode, что отнюдь не означает его некачественности или вторичности. В общем, все компоненты, характерные для зрелого творчества группы, здесь налицо: мрачная атмосферность, утяжеленный саунд, яркая мелодика и – туманное содержание стихов… Выбор этой песни в качестве третьего сингла – вполне закономерное решение.

8. Blue Dress (05:41)
Предпослений номер альбома выделяется прежде всего аранжировочными находками, которые удивительным образом расцвечивают не особо интересную мелодию песни. Впрочем, вокал Мартина (это вторая песня на альбоме Violator, где в роли солиста выступает Гор, а не Гаан) здесь звучит, пожалуй, наиболее привлекательно и харизматично.

Перед последней песней записан еще один скрытый трек – «Интерлюдия 3». Даже затрудняюсь что-либо сказать о нем, настолько странно и непривычно для Depeche Mode он звучит. Но миниатюрные размеры (а также соседство с могучими Clean и Blue Dress) не позволяют ему осесть в голове.

9. Clean (05:28)
Завершается альбом очень мрачным и гнетущим треком. Но при этом мелодия песни – едва ли не самая яркая и интересная во всем альбоме! Странно, что песня не попала на сингл – возможно, музыканты решили, что именно эта чрезмерная мрачность может оттолкнуть слушателей. Но зато в качестве завершения альбома Clean смотрится на удивление органично.

Общие впечатления от альбома

Потрясающий альбом, в котором сконцентрировано все, за что мы так любим Depeche Mode. Именно в этих девяти песнях в наиболее ярком виде проявились характерные для группы идеи. Кроме того, качество стихов и аранжировок здесь достигло куда более высокого уровня, чем в прежних работах группы. Но главное – это, конечно, по-настоящему хитовый музыкальный материал. Такое ощущение, что музыканты годами копили в себе различные музыкальные темы и мелодии, а затем взяли и выплеснули их всех разом в этой пластинке. Фактически, неудачных треков в альбоме нет вовсе. В плане музыкального стиля Violator балансирует между техно-попом, рок-музыкой и dance. Привычные для Depeche Mode стилевые черты здесь соседствуют со смелыми экспериментами, а каждая песня носит ярко выраженный индивидуальный характер, однако при этом альбом не распадается на отдельные номера, но представляет собой очень цельную структуру, безупречно выстроенную и отлично сбалансированную.

Издание

Переиздание альбома включает в себя два диска: гибридный SACD и DVD. Диски упакованы в очень приятный диджипак (картонная «раскладушка»), который дополнительно вложен в прозрачную пластиковую упаковку. В кармашек диджипака вложен 16-страничный буклет с интересной аннотацией Дэниэла Миллера, текстами всех песен (в том числе и бонус-треков) и фотографиями музыкантов Depeche Mode. Отдельное внимание хочется уделить кавер-дизайну. «Лицо» альбома как будто создано для этого переиздания — настолько эффектно и красиво выглядит красный цветок на черном фоне диджипака.

Диск Super Audio CD

Объем CD-слоя — 476 Mb
Подробно о формате SACD мы писали в статье про альбом Depeche Mode “Speak & Spell”. Поэтому давайте пропустим вводную часть и сразу приступим к тестированию качества звучания на SACD.

Перед нами – образцовый шестиканальный микс. Разложение по каналам выполнено безупречно. Тылы задействуются именно тогда, когда музыкальный материал этого требует. Что же до качества звука, то тут тоже все на высшем уровне – придраться решительно не к чему!

Диск DVD-Video

Тип диска: DVD9
Объем – 4265 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: PAL
Формат картинки: 1,85:1, анаморф
Звуковая дорожка на документалке: PCM Stereo (1536 Kbps)
Звуковые дорожка на аудиотреках: PCM Stereo 24 bit (2304 Kbps), DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 96/24 (1536 Kbps)
Субтитры (для документалки): английские, французские, немецкие, испанские, итальянские.

Меню DVD статично и неозвучено. Общий стиль меню целиком и полностью соответствует минимализму обложки. Навигация по меню очень удобная и интуитивно понятная. Но перед выходом в меню придется просмотреть непроматываемую 22-секундную рекламу лейбла Mute. К сожалению, UOP’ы (действия, запрещенные пользователю) есть и на самих материалах. Так, на документалке невозможно переключить субтитры во время просмотра. А если вы смотрите DVD на компьютере, то воспроизвести фильм не с начала, а откуда-нибудь с середины у вас тоже не получится. Спасибо хоть ускоренная перемотка не заблокирована. Кроме того, на аудиотреках невозможно переключение звуковых дорожек во время прослушивания (разумеется, если не пользоваться специальными программами для снятия подобных защит).

Violator 5.1 Mix (47:02)
Создатели диска позаботились о тех поклонниках Depeche Mode, которые хотят услышать полную аудиопрограмму альбома в шестиканальном режиме, но не имеют проигрывателей SACD. На DVD все треки можно прослушать в трех вариантах: со стереозвуком повышенной разрядности (24 bit против 16 bit на Audio CD), со стандартным звуком Dolby Digital, который поддерживают даже самые старые DVD-плееры, и, наконец, с DTS 96/24 – самой «продвинутой» модификацией DTS, отличающейся от наиболее распространенного варианта повышенной разрядностью и частотой сэмплирования. Как известно, характеристики DTS 96/24 соответствуют характеристикам DVD-Audio. И хотя звук на DVD-Audio (так называемый Advanced Resolution) и SACD (речь идет о DSD-потоке), с моей точки зрения, все же вне конкуренции, DTS 96/24 максимально приблизился к ним по качеству звучания, опередив все остальные звуковые DVD-форматы, включая и широко разрекламированный DD EX. Вот и в данном случае DTS-дорожка практически не уступает SACD. Разве что детализация на SACD чуть-чуть повыше, но разница будет заметна только на большой громкости и высококлассной аудиосистеме. Очень хорош и 24-битный стереотрек. А вот дорожка Dolby Digital звучит куда менее ярко и выразительно, чем PCM и DTS, но сама по себе она очень неплоха.

Depeche Mode: 1989 – 1990 (If You Wanna Use Guitars, Use Guitars) (32:28)
Из тех документалок, что представлены на уже вышедших переизданиях альбомов Depeche Mode, фильм про Violator представляется самым интересным и информативным. Здесь подробно рассказывается о работе над альбомом (своими впечатлениями делятся музыканты, Flood и Кеворкян) и о концертном турне в Америке (в частности, в фильме использованы фрагменты пресс-конференции Depeche Mode и Flood). Кроме того, подробное внимание уделено созданию клипа на песню Enjoy the Silence – клип демонстрируется почти полностью, а режиссер Антон Корбийн рассказывает о своей концепции и съемках клипа.

Качество видео довольно приличное, за исключением клипов и архивных записей интервью и пресс-конференции.

Bonus Tracks

Как и на двух других переизданиях, бонусный DVD Violator включает в себя би-сайды с четырех синглов к альбому.

1. Dangerous (04:22)
Качественный техно-поп с упругими битами и простой запоминающейся мелодией.

2. Memphisto (04:03)
Потрясающий инструментальный трек, приближающийся по стилю к минимализму. Начальный клавишный мотив постепенно, путем мелкого варьирования, разрастается до мощной темы, звучащей здесь поистине инфернально.

3. Sibeling (03:18)
Еще одна инструменталка. В ее основе – грустная, по-детски наивная «фортепианная» тема, но звучит она на фоне пугающих до глубины души электронных эффектов. Поэтому мелодия, совершенно контрастирующая фону, воспринимается как символ чего-то давно ушедшего и безвозвратно потерянного… Сильнейшее впечатление!

4. Kaleid (04:18)
Тяжеловесный и немного зловеще звучащий дискотечный трек (без вокала). Здесь техно-поп уже граничит с индастриалом.

5. Happiest Girl [Jack Mix] (04:58)
Не менее тяжеловесный и мрачный, но более мелодичный трек – уже с вокалом Дэйва Гаана.

6. Sea Of Sin [Tonal Mix] (04:46)
По стилю и звучанию эта песня очень близка к предыдущей, но Happiest Girl представляется все же более яркой и интересной, чем Sea Of Sin.

К сожалению, би-сайды представлены лишь в стерео (стандартный PCM Stereo 1536 Kbps) Качество стереозвука довольно хорошее. Вот только фортепианные сэмплы во втором и третьем треках немного дребезжат, но зато басы в последних трех номерах очень глубокие и эффектные.

Общие впечатления от издания

Потрясающий альбом Depeche Mode, настоящая музыкальная сокровищница, ставшая уже классикой популярной музыки, перевыпущена в почти совершенном виде и в полном соответствии со стандартами сегодняшнего дня. Наконец-то мы получили возможность послушать Violator в полноценном шестиканальном миксе! Отдельное спасибо за за отличный документальный фильм о создании альбома. Единственный существенный минус издания – это стандартный стереозвук на би-сайдах. Обладателям оригинальных синглов это дополнение будет совершенно бесполезно. А ведь это едва ли не лучшие би-сайды за всю карьеру Depeche Mode!

Ну что ж, а теперь давайте взглянем на все три переиздания и попытаемся отметить основные плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Шестиканальный микс очень хорош на всех дисках. Музыка Depeche Mode звучит в таком виде наиболее ярко и впечатляюще.
  • Звук записан в самых современных аудиоформатах, включая стерео- и шестиканальный поток DSD (на SACD), DTS 96/24 и PCM 24-bit (на DVD).
  • На DVD представлены все сингловые би-сайды и бонус-треки, которые были на оригинальном издании альбома.
  • На DVD к каждому альбому записан интересный и информативный фильм о создании альбома.
  • Все три издания великолепно оформлены. Стильный диджипак будет украшением коллекции.

Минусы:

  • Би-сайды к альбомам Violator и Music For The Masses представлены только в 16-битном стерео и только на DVD. Почему нельзя было их записать на SACD (или хотя бы на CD-слой)?
  • В документалках использованы фрагменты клипов без реставрации изображения.
  • Целиком ни одного клипа или концертного исполнения на DVD не представлено. Таким образом, для полного представления об альбомах Violator и Music For The Masses придется дополнительно покупать сборник клипов на DVD (The Videos 86>98).
  • Переиздания не включают в себя ремиксы с синглов.
  • Цена комплектов даже для двухдискового издания очень велика (примерно $35-40). Аналогичное издание последнего альбома Depeche Mode “Playing the Angel” (SACD+DVD) стоит дешевле. Впрочем, диски там упакованы в обычный CD-jewel-case (стекло) с высоким держателем.

Итак, для поклонников творчества Depeche Mode эти переиздания – безусловный must have. К тому же у них наверняка есть The Videos 86>98 и Remixes 81…04, поэтому отсутствие клипов и ремиксов для них не критично. А тем меломанам, которые более спокойно относятся к творчеству Depeche Mode, стоит обратить внимание прежде всего на Violator – качество звука здесь самое лучшее из всех трех переизданий, а фильм на DVD будет интересен даже тем, кто плохо знаком с творчеством группы.