altНа Каннском фестивале прошла европейская премьера фильма Пола Гринграсса «Рейс 93». Картина рассказывает о трагедии четвертого самолета, захваченного террористами 11 сентября 2001 года.

altНа Каннском фестивале прошла европейская премьера фильма Пола Гринграсса «Рейс 93». Картина рассказывает о трагедии четвертого самолета, захваченного террористами 11 сентября 2001 года.

На фоне кондитерско-галантерейных безобразий «Марии-Антуанетты» Софии Копполы, анимационных фокусов «Тайной слежки» Ричарда Линклейтера и вокальных экзерсисов Жерара Депардье в фильме Ксавье Джанноли «Когда я был певцом», которыми пичкают под завязку фестивальную публику, фильм Пола Гринграсса «Рейс 93» смотрится как луч света в темном царстве.

Фильм о судьбе четвертого «Боинга», захваченного террористами 11 сентября, но не долетевшего благодаря сопротивлению пассажиров до Белого дома, уже идет в прокате в Америке. Здесь же, на Каннском фестивале состоялась европейская премьера картины.

Англичанин Пол Гринграсс — первый режиссер, запечатлевший американскую трагедию 9 сентября в художественном кино. «Существуют разные способы осмысления событий 9/11, — говорит Гринграсс. — Телевидение показывает события в реальном времени. Репортер пишет первую черновую хронику происшествия. Историки потом помещают эту хронику в современный контекст. Кинематографисты тоже должны сказать свое слово и, мне кажется, что иногда достаточно посмотреть пристально на одно конкретное событие, чтобы увидеть в нем нечто более глобальное — ДНК нашего времени».

Гринграсс подошел к художественному проекту с безукоризненной документальной ответственностью. Он разослал письма семьям всех 40 жертв рейса 93 с просьбой о сотрудничестве. С помощью родственников погибших Гринграсс получил материал, который не найти ни в черном ящике, ни в биохимической лаборатории — он получил досье на 40 человеческих душ, отправившихся 9 сентября 2001 года на самолете компании «United Airlines» в Сан-Франциско. Через 30 минут после вылета самолет был захвачен террористами, пилот и его помощник убиты, а захватчик-самоубийца у штурвала взял курс на Белый дом.

Пассажиры рейса 93 отчаянно сопротивлялись. В результате после 50 минут полета захваченный Боинг-757 упал в штате Пенсильвания. Все пассажиры и команда, находившиеся на борту, погибли. Гринграсс узнал не только биографии, профессии, пристрастия этих людей, но и слова, которые они прокричали в телефоны, прощаясь с любимыми.

Съемки фильма проходили в Англии, в павильоне студии «Pinewood». Каждый из актеров-американцев получил папку с подробной биографией своего героя и с фактической информацией — почему именно этот человек собрался 11 сентября 2001 года из Ньюарка в Сан-Франциско, как он добрался до аэропорта в тот день, во что был одет…

Превращение в «живых людей»

По замыслу Гринграсса, общение с семьями погибших должно было дать актерам ту степень эмпатии, когда персонажи из «национальных героев» превращаются в живых людей, оказавших сопротивление в состоянии критической паники.

В монументальную исследовательскую работу, которая предшествовала съемкам «Рейса 93», были вовлечены и центры управления полетами аэропортов Ньюарка, Бостона и Вирджинии, и администрация военных аэропортов штата Нью-Йорк. В фильме также использованы документальные кадры CNN, транслировавшиеся на всю планету. Ведь авиадиспетчеры Нью-йоркского аэропорта узнали о разразившейся трагедии так же, как и все остальное человечество — из телепередачи.

Кинотрагедия Гринграсса вырастает из обиходной повседневности — прибытие в аэропорт, нестрогая проверка багажа, улыбчивые стюардессы, предлагающие апельсиновый сок на завтрак, — в экзистенциальную трагедию: обезумевший от страха исламский фундаменталист у штурвала самолета бормочет молитвы Аллаху, обезумевший от ужаса пассажир бормочет молитвы Иисусу Христу… Мы никогда не узнаем, кто из пассажиров первым принял решение сопротивляться террористам. Кто воодушевил других на подвиг, и когда именно они решили действовать — известно только, что люди, отчаянно пытавшиеся вырвать штурвал из рук террориста, уже знали, что в Нью-Йорке горят башни Всемирного торгового центра, а в Вашингтоне — эвакуируют Пентагон.

«Все закончится хорошо?»

Фильм «Рейс 93» — событие в художественном кинематографе и документальный мартиролог. В Канне фильм встретили овацией. «Поразительно, в течение всего фильма у меня оставалась нелепая надежда, что все закончится хорошо!» — сказала, вытирая слезы, сидевшая рядом со мной журналистка.

Гринграсс уходит от соблазна голливудской «гламуризации» истории. Актер Дэвид Баш, сыгравший пассажира Тодда Бимера, сказал на пресс-конференции в каннском Дворце фестивалей: «Мы сознательно избегали голливудского пафоса Джона Уэйна и не хотели показывать отдельных лидеров-героев, возглавивших борьбу за самолет. Совершенно ясно, что это был коллективный подвиг».

На вопрос о том, достаточно ли прошло времени с момента трагедии для того, чтобы рассказать о ней языком широкоформатного кино, режиссер Пол Гринграсс заявил журналистам: «Мне уже тысячу раз задавали этот вопрос: «Не рано ли ты сделал этот фильм?». В то же время, все вы — на своих телеканалах, радиостанциях, в газетах и журналах только и говорите, что о событиях 11 сентября. Но стоило мне сделать небольшой фильм, как все сразу кричат, что это слишком рано! По-моему, это полная ерунда!»

Фильм «Рейс 93» показали в Канне вне конкурса. Фестиваль близится к концу, и эксперты ломают головы над тем, сможет ли «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту побороть «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Между тем, фестивальная публика рукоплещет «Рейсу 93» и его создателям. Пол Гринграсс не претендует на Каннское золото, но номинация на «Оскара» ему обеспечена.