altОбзор Speak & Spell (SACD + DVD) от сайта ixbt.com

alt
Лейбл:
Mute
Дата оригинального релиза:
5 октября 1981 года
Дата выхода переиздания:
3 апреля 2006 года
Дистрибьютор:
Gala Records

Группа Depeche Mode определенно находится сейчас на подъеме. Судите сами: триумфальный успех последнего альбома Playing The Angel (первые позиции в основных чартах, «платиновый» статус по результатам продаж) подкреплен не менее успешными синглами Precious, Pain I’m Used To и Suffer Well, а в ближайшее время выйдет двойной сингл – John The Revelator / Lillian. Вдобавок ко всему, турне в поддержку альбома (спасибо, что не забыли и про Россию!) прошло «на ура» и заставило говорить о возвращении коллектива на музыкальный Олимп после пятилетнего перерыва. Поэтому решение о переиздании всех альбомов группы выглядит вполне логичным – как говорится, куй железо пока горячо. И первыми ласточками стали лонгплеи Speak & Spell, Music For The Masses и, конечно же, Violator. Впрочем, для поклонников группы (коих в России превеликое множество) значение этого события сложно переоценить. Так что мы решили уделить максимум внимания каждому из трех альбомов и разобраться в том, стоит ли обзаводиться новым вариантом или можно обойтись предыдущими изданиями. Да и, в конце концов, это отличный повод рассказать о ранних работах Depeche Mode. Так что приготовьтесь к долгому чтению!

Для удобства читателей каждому альбому мы посвятили отдельную статью. И первая из них — о дебютном альбоме коллектива Speak & Spell.

Пожалуй, не будем подробно рассказывать об истории возникновения группы Depeche Mode – здесь все происходило по стандартной схеме: три приятеля (Винс Кларк, Энди Флетчер и Мартин Гор) создают ансамбль, приглашают в качестве вокалиста своего знакомого Дэйва Гаана (кстати, именно он предложил название Depeche Mode) и первое время репетируют в гараже. Затем – первые выступления перед немногочисленной публикой и знакомство с Дэниэлом Миллером, главой недавно созданного звукозаписывающего лейбла Mute. После чего — выпуск первых синглов, которые имеют неплохой (но не выдающийся) успех, и запись дебютного лонгплея. Кстати, сопродюссером альбома выступил Дэниэл Миллер собственной персоной. Продажи пластинки были вполне достаточными для того, чтобы музыканты оставили свою прежнюю работу (Энди и Мартин работали в банке) и посвятили себя творчеству. Но первый большой успех к Depeche Mode приходит только во время концертного турне по Британии. Однако, после окончания турне группу покидает Винс Кларк (он создает группу Yazoo, а затем — Erasure) , что ставит под удар дальнейшее существование коллектива – ведь именно Винс писал песни для Depeche Mode! Впрочем, сейчас-то мы с вами уже знаем, что Мартин Гор, взявший на себя обязанности сонграйтера, справился с этой ролью отнюдь не хуже – почти все самые известные песни группы написаны именно Мартином. Но в первом альбоме у Мартина было всего два трека, а остальные принадлежали перу Винса. Неудивительно, что по стилистике Speak & Spell существенно отличается от более поздних работ Депешей. Давайте пройдемся по трек-листу и подробно рассмотрим дебютный альбом группы.

1. New Life (03:46)
Трек начинается с прямолинейного синтезаторного мотива, который к тому же довольно назойливо повторяется несколько раз. Из него и вырастает основная мелодия песни. Запоминающиеся интонации темы накладываются на старомодно звучащее синтезаторное сопровождение с предельно простой гармонической структурой. New Life – второй сингл группы, добравшийся до 11 позиции в чартах.

2. I Sometimes Wish I Was Dead (02:18)
Донельзя оптимистичный трек, по-детски радостный, наивный… и банальный в музыкальном отношении.

3. Puppets (03:56)
А вот третий трек поначалу кажется уже более близким к зрелому творчеству группы. Но мрачноватое звучание в нижнем регистре и характерные интонации в голосе Дэйва будут радовать вас только поначалу. Потому что припев мало того, что вызывает ощущение дежа-вю, так еще и разрушает эту специфическую атмосферу, которая в дальнейшем станет «фирменной» для Depeche Mode. Окончательно добивает трек инструментальный проигрыш после припева – ужасно шаблонный и прямолинейный.

4. Boys Say Go! (03:08)
Неподдельный юношеский задор с одной стороны (никаких привычных депрессивно-усталых интонаций в голосе солиста!), и — все та же примитивность и прямолинейность с другой стороны.

5. Nodisco (04:15)
Короткие отрывистые мотивы у синтезатора сочетаются здесь с подвижной, но небольшой по диапазону мелодией. В целом трек является типичным представителем субстиля «синти-поп 80-х».

6. What’s Your Name? (02:45)
Очень простая и непритязательная песенка на совершенно безвкусные стихи. Впрочем, делаем скидку на время создания (начало 80-х) и возраст автора (20 лет).

7. Photographic (04:43)
Дискотечно-танцевальная направленность трека очевидна с первых же звуков. В основе трека лежит постоянный ритм и стандартная гармоническая последовательность, горячо любимая каждым вторым ди-джеем.

8. Tora! Tora! Tora! (04:38)
Восьмой трек, похоже, был вдохновлен одноименным фильмом. Вот здесь есть и своеобразные синтезаторные мелодии, и интересные аранжировочные находки, да и куда более оригинальные, чем в прежних песнях, стихи. Плюс ко всему, общая мрачновато-психоделическая атмосфера трека сильно выделяет его из остальных номеров альбома. И как вы думаете, кто автор этой песни? Да-да, Мартин Гор! Конечно, в один ряд с лучшими творениями Depeche Mode этот трек вряд ли можно поставить, но потенциал Мартина как композитора и поэта здесь налицо.

9. Big Muff (04:24)
Единственная инструменталка на альбоме. И тоже, как и предыдущий номер, авторства Мартина Гора. В основе трека – яркая раскрепощенная синтерзаторная мелодия, изобилующая интересными находками в областе ритма и приемов развития. А в качестве приправы – электронные эффекты, добавляющие треку экстравагантности.

10. Any Second Now (voices) (02:35)
Эта песня интересна прежде всего с аранжировочной точки зрения — электронные эффекты здесь выступают на первый план. Но и в целом номер оставляет приятное впечатление

11. Just Can’t Get Enough (03:44)
Более развитая и запоминающаяся, чем в предыдущих треках, мелодия и неплохие инстументальные проигрышы между куплетами позволили третьему синглу добраться до 8 позиции в чартах. Но никаких особо интересных находок здесь нет – вполне стандартная работа, не более того.

12. Dreaming Of Me (04:01)

Последний номер альбома выдержан в том же оптимистичном насторении, что и первые треки. Впрочем, это справедливо и для Just Can’t Get Enough, потому контраста между этими двумя песнями практически нет. К тому же обе песни выветриваются из головы уже через минуту после прослушивания. Однако, именно Dreaming Of Me стала первым синглом Depeche Mode и добралась до 57 позиции в чартах.

Общие впечатления от альбома

Дебютный альбом Depeche Mode – довольно незрелая и сильно устаревшая работа. Большинство песен изобилуют штампами и клише (как в плане мелодики, так и в плане гармонии). Музыканты пока еще не нашли свой неповторимый музыкальный язык. Лишь в двух номерах можно заметить зачатки «фирменного» стиля группы, и оба написаны Мартином Гором, который в дальнейшем станет постоянным автором песен Depeche Mode. Треки же, написанные Винсом Кларком, могут представлять интерес только для тех, кто целенаправленно занимается исследованием творчества Depeche Mode. В целом стиль альбома сильно склоняется в сторону диско, а появившихся впоследствии элементов рока и даже готики здесь нет и в помине.

Издание

Переиздание альбома включает в себя два диска: гибридный SACD и DVD. Диски упакованы в очень приятный диджипак (картонная «раскладушка»), который дополнительно вложен в прозрачную пластиковую упаковку. В кармашек диджипака вложен 16-страничный буклет с интересной аннотацией Дэниэла Миллера, текстами всех песен (в том числе и бонус-треков) и фотографиями музыкантов Depeche Mode. Оформление обложки повторяет оригинальный дизайн альбома. В целом издание выглядит очень стильно, дорого и респектабельно.

Диск Super Audio CD

Объем CD-слоя — 448 Mb
Как известно, формат SACD не совместим с компьютером. Причем дело не в каких-то искусственных защитах (как на конкурирующем DVD-Audio), а в самом типе диска – компьютер его просто не распознает. Поэтому даже объем SACD-слоя на данном диске узнать невозможно, не говоря уже о том, чтобы скопировать треки. Впрочем, для тех, у кого нет плееров с поддержкой SACD, на диске предусмотрен Audio CD-слой. Компьютер воспринимает диск как стандартный Audio CD без каких бы то ни было защит. Поэтому вы можете слушать диск на компьютере с помощью любых аудиоплееров в стандартном PCM-качестве. Которое, конечно, не может идти ни в какое сравнение с DSD-потоком на SACD. При этом вы можете послушать диск как в стереорежиме, так и в шестиканальном варианте. Нельзя не отметить, что альбом ремастирован в режим 5.1 очень качественно. И хотя до уровня новейших многоканальных записей на SACD (например, Playing The Angel) микс немного не дотягивает (хотелось бы чуть более отчетливой и точной локализации музыкальных образов), тем не менее общие впечатления от звучания исключительно положительные. Саунд чистый и выразительный, никакой старомодности в звуке не наблюдается (не в пример музыке).

Диск DVD-Video

Тип диска: DVD9
Объем – 6255 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: PAL
Формат картинки: 1,85:1, анаморф
Звуковая дорожка на документалке: PCM Stereo (1536 Kbps)
Звуковые дорожка на аудиотреках: PCM Stereo 24 bit (2304 Kbps), DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 96/24 (1536 Kbps)
Субтитры (для документалки): английские, французские, немецкие, испанские, итальянские.

Меню DVD статично и неозвучено. Общий стиль меню – довольно минималистичный. Что, впрочем, облегчает навигацию по нему. Но перед выходом в меню придется просмотреть непроматываемую 22-секундная рекламу лейбла Mute. К сожалению, UOP’ы (действия, запрещенные пользователю) есть и на самих материалах. Так, на документалке невозможно переключить субтитры во время просмотра. А если вы смотрите DVD на компьютере, то воспроизвести фильм не с начала, а откуда-нибудь с середины у вас тоже не получится. Спасибо хоть ускоренная перемотка не заблокирована. Кроме того, на аудиотреках невозможно переключение звуковых дорожек во время прослушивания (разумеется, если не пользоваться специальными программами для снятия подобных защит).

Speak & Spell 5.1 Mix (44:14)
Создатели диска позаботились о тех поклонниках Depeche Mode, которые хотят услышать полную аудиопрограмму альбома в шестиканальном режиме, но не имеют проигрывателей SACD. На DVD все треки можно прослушать в трех вариантах: со стереозвуком повышенной разрядности (24 bit против 16 bit на Audio CD), со стандартным звуком Dolby Digital, который поддерживают даже самые старые DVD-плееры, и, наконец, с DTS 96/24 – самой «продвинутой» модификацией DTS, отличающейся от наиболее распространенного варианта повышенной разрядностью и частотой сэмплирования. Как известно, характеристики DTS 96/24 соответствуют характеристикам DVD-Audio. И хотя звук на DVD-Audio (так называемый Advanced Resolution) и SACD, с моей точки зрения, все же вне конкуренции, DTS 96/24 максимально приблизился к ним по качеству звучания, опередив все остальные звуковые DVD-форматы, включая и широко разрекламированный DD EX. Вот и в данном случае DTS-дорожка практически не уступает SACD. Разве что детализация на SACD чуть-чуть повыше, но разница будет заметна только на большой громкости и высококлассной аудиосистеме.

Depeche Mode: 1980 – 1981 (Do we really have to give up our day jobs) (28:23)
Документальный фильм, рассказывающий о создании группы, записи первого альбома и о первом британском концертном турне.
Фильм начинается с кадров недавней пресс-конференции Depeche Mode, посвященной выходу альбома Playing The Angel, после чего пленка как будто начинает перематываться назад. Перед нами проходят в ускоренном режиме задом наперед кадры из клипов и выступлений группы (понятное дело, в обратном хронологическом порядке), и в конце концов мы попадаем в 1980 год, в городишко Бэзилдон, где и был образован коллектив. Документалка смонтирована из старых и новых интервью с музыкантами Depeche Mode (включая Винса Кларка), из фрагментов клипов на песни дебютного альбома, а также из кадров с ранними выступлениями группы. Очень качественная и добротная работа, представляющая интерес для всех поклонников Depeche Mode.

Bonus Tracks

Едва ли не самой заманчивой частью переизданий альбомов Depeche Mode являются би-сайды синглов, ремастированные, как и весь альбом, в шестиканальный режим. Вообще старые синглы любимой группы/исполнителя – это всегда головная боль для коллекционера. Их нигде не достать (разве что на распродажах или в западных интернет-магазинах), да и стоимость диска, на котором вас интересует лишь один-единственный бонус-трек, не вошедший в альбом, как правило кажется неоправданно высокой. Впрочем, Depeche Mode всегда заботились о своих поклонниках, исправно выпуская сборники синглов. Но, опять же, далеко не всегда хочется выделять пространство на полке и тратить немалую сумму на бокс, более чем на три четверти заполненный творениями различных ремиксеров, которые вы не воспринимаете иначе как издевательсто над любимыми песнями. Поэтому решение включить в переиздания альбомов все песни авторства Depeche Mode, вышедшие только на синглах к этим альбомам, должно быть воспринято поклонниками группы с большим энтузиазмом.

На данном диске представлены следующие треки:

1. Ice Machine (04:06)
Би-сайд сингла Dreaming Of Me. Если не знать, что автор песни Винс Кларк, можно подумать, что это еще один трек Мартина Гора, а все из-за стихов, которые по стилю куда ближе именно к туманно-метафоричным творениям Мартина, чем к наивно-оптимистичным строкам Винса. Что же касается музыки, то она интересна прежде всего электронными эффектами, тогда как мелодия не особо выразительна.

2. Shout (03:48)
Би-сайд сингла New Life. Еще один трек в стиле Just Can’t Get Enough, Dreaming Of Me или I Sometimes Wish I Was Dead. Просто, оптимистично, шаблонно и старомодно.

3. Any Second Now (03:06)
Би-сайд сингла Just Can’t Get Enough представляет собой инструментальную версию альбомного трека Any Second Now. Самое интересное, что звучит она гораздо более атмосферно и своеобразно, чем версия с голосами. Несколько наложенных друг на друга синтезаторных мелодий плюс немногочисленные электронные эффекты переплетаются между собой и создают пусть и совершенно искуственную (а потому безэмоционально-холодную), но зато оригинально звучащую музыкальную ткань.

4. Just Can’t Get Enough (schizo mix) (06:37)
Ремикс авторства самих Depeche Mode (а точнее, Винса Кларка) с одноименного сингла. Ничего «шизоидного» в этом треке мы не услышали, но вот многократное повторение донельзя банальных синтезаторных мотивов, засчет чего ремикс существенно вырос по сравнению с оригиналом, успевает надоесть уже к середине номера.

Общие впечатления от издания

Если вы знакомы с творчеством Depeche Mode по таким альбомам, как Violator, Black Celebration, Ultra, Exciter или Playing The Angel, то дебютная работа коллектива вас наверняка разочарует. Альбом Speak & Spell можно порекомендовать к покупке лишь хардкорным фэнам Депешей, которые считают своим долгом иметь абсолютно все альбомы любимой группы. Вот только стоит ли им раскошеливаться на переиздание, если этот альбом уже был куплен ими на CD? С одной стороны, диски выполены на высочайшем уровне – здесь вам и полноценный шестиканальный микс в самых современных аудиоформатах, и документальный фильм, и би-сайды синглов. Но с другой стороны, все эти би-сайды есть на британском издании альбома. А преимущество обновленных аудиотреков можно почувствовать либо при наличии шестиканальной аудиосистемы (которую многие меломаны недолюбливают, отдавая в музыке предпочтение традиционному стерео), либо на очень качественной (и дорогой) стереосистеме. Остается документалка и коллекционное оформление, но выкладывать за них $35-40 не каждый согласится. Так что однозначные рекомендации (покупать или нет) здесь сложно дать даже поклонникам Depeche Mode. Но сам факт выхода подобного переиздания нельзя не поприветствовать.

alt