altРецензия на альбом Depeche Mode «Playing The Angel».  Газета Взгляд.

Depeche Mode выпустили «Playing The Angel» – необыкновенно свежий альбом, влияние которого на современную электронную музыку значительно. Большее было бы уже вредным. На фоне осенних релизов других гигантов – Rolling Stones и Deep Purple – Depeche Mode звучат как совершенно новая группа XXI века, без малейших спекуляций на своей четвертьвековой истории, в течение которой группой было продано пятьдесят миллионов пластинок по всему миру и завоевано не меньшее количество поклонников, готовых простить своим кумирам даже неудачу.

Не знаю, какая еще группа имеет настолько верных и многочисленных поклонников. Моя дочь несколько лет назад ушла из дома в знак протеста против того, что «нафталиновые» предки не отпускают ее на ночную вечеринку в честь дня рождения Мартина Гора – музыкального лидера Depeche Mode.

За эти годы я встречал немало депешистов – как правило, состоявшихся, успешных людей, цельных и творческих натур. И это обстоятельство плохо вязалось в моем сознании с образом их кумира – неуправляемого, склонного к суициду наркомана Дэйва Гана, фронтмена Depeche Mode. К счастью, «закидывание» смесью героина с кокаином у него уже в прошлом. А в настоящем – альбом «Playing The Angel» – по сути, второе дыхание Дэйва и группы.

Новые люди, новые вещи

«Playing The Angel» записывался в этом году в Санта-Барбаре (Калифорния). И в работе над ним приняло участие немало знаковых фигур. Главные среди которых – Бен Хиллер и Дэйв Маккрекен. Бен – продюсер, пользующийся сейчас большим спросом. Он известен своей работой с Blur, Clinic, Suede, Elbow, многими другими. Именно тяга Бена к аналоговым синтезаторам определила звучание нового альбома. Программирование обеспечил Дэйв Маккрекен, ранее работавший с Seal, All Saints, Goldie, James. Работу этих двух людей следует признать блестящей: самый «электронный» альбом Depeche Mode получился и самым эмоциональным.

В оформлении «Playing The Angel» использовались фотографии, сделанные апологетом черно-белой эстетики Антоном Корбийном.

«Необходимо много работать над тем, чтобы заново создать себя, – отмечает Дэйв Ган, – и поэтому приходится искать новых людей, которые подтолкнут тебя к этому».

Вряд ли вы найдете в этом альбоме «бронебойные» хиты типа «Barrel Of A Gun» или «Personal Jesus». «Playing The Angel» совершенно не похож ни на один из предыдущих дисков группы. Но эта музыка не отпускает, и вся ее мрачная красота проявляется далеко не с первого прослушивания.

К исключению я бы отнес «Damaged People» – эта необыкновенная песня «забирает» сразу. Вольный перевод припева выглядит так:

«Когда я ощущаю тепло, идущее из глубины твоей души, я забываю про холод, от которого плачу.
Когда твои губы касаются моих, я теряю контроль и забываю о том, что стар и умираю».

Не менее «жизнерадостен» и первый сингл альбома «Precious», уже побывавший в топах хит-парадов во всем мире:

«Драгоценные вещи хрупки и требуют бережного обращения.

Боже, что мы наделали?

Все разрушено, и все сломано, а я так надеялся, что у нас получится.
Невысказанное сделало нас беззащитными,
И нам больше нечего дать друг другу».

Не могу назвать эту песню самым удачным номером альбома, но в ней в наибольшей степени ощущается «классический» Depeche Mode, и она наиболее «радийная».

Давние поклонники группы уже называют новую пластинку «мрачной», «темной», «запутанной». Но разве не эти «особенности» эстетики Depeche Mode манили их все эти годы?

Ценителей мрачной романтики в России вообще хватает. Отсюда, кстати, и оглушительный успех у нас группы HIM.

«Боль и страдание в разных темпах»

«Playing The Angel» – первый альбом Depeche Mode, в списке авторов которого числится Дэйв Гахан. Он давно говорил, что хотел бы играть большую роль в написании песен для группы. Здесь ему принадлежат три отличные песни: «I Want It All», «Suffer Well» и «Nothing’s Impossible». Очевидно, что Дэйва вдохновил на это успех его дебютного сольного альбома «Paper Monsters» (2003).

Остальные девять песен написаны Мартином Гором, непревзойденным в описании темных сторон человеческого бытия. Мартин по этому поводу шутит, что на обложке смело можно написать: «Боль и страдание в разных темпах». «Дэйв говорит, что я построил свою 25-летнюю карьеру на одной единственной теме. Я не согласен: их две!» – продолжает иронизировать Гор.

Однако было бы опрометчиво вешать на Depeche Mode ярлык певцов печали и страданий. «Я никогда не считал, что наши песни слишком мрачные. Даже в самой грустной из них присутствует надежда. И это невозможно не услышать в нашей музыке», – говорит Мартин.

Мартин, Дэйв и Энди испытывают полное удовлетворение от сделанной работы, от того, что группа снова вместе, и от блестящих перспектив их нового мирового турне в поддержку альбома. И это ощущение оптимизма, обновленной силы явно угадывается в «Playing The Angel».

Дэйв Ган уже устал принимать поздравления с тем, что он все еще жив и все еще отлично делает свое дело. «За эти двадцать пять лет мы, конечно же, многого достигли. Но кто возьмется подсчитать, сколько раз за это время мы умирали и воскресали? Depeche Mode – группа, в неминуемом развале которой все были неоднократно уверены. И я бы первый поставил деньги на это, – смеется Дэйв, – но я считаю, что мы сегодня гораздо ближе к U2 или R.E.M., нежели любая группа из тех, с которыми мы когда-то начинали. Мы ни на кого никогда не были похожи. Ни раньше, ни сейчас. Более того – не было и нет никого, похожего на Depeche Mode. Да, может быть, я действительно растерял многое в середине 90-х годов, но сейчас я полон драйва, и мне в Depeche Mode сейчас лучше, чем когда-либо за последние 15 лет».